Вебинар на тему: "Медико-социальная экспертиза: ключевые сложности, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов"
Медико-социальная экспертиза: ключевые сложности, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов Инвалидом признается не каждый человек, имеющий то или иное заболевание. Основанием для установления инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью). Необходимость приема лекарств, наличие заболевания, указание врача на необходимость установления инвалидности в медицинской выписке – не основания для ее установления. Врачи, указывающие на необходимость установления в выписке, не являются экспертами, не знают критерии и процедуру установления инвалидности, и их мнение не может являться основанием для безусловного ее установления. Стойкими расстройства функций организма могут быть признаны только после проведения всех лечебных и реабилитационных мероприятий. До их проведения не ясно, каков будет их исход – лучше станет ребенку, или нарушения останутся. Оптимальный срок с момента установления диагноза и начала лечения составляет 6 месяцев. Исключение – тяжелые заболевания с отсутствующим или низким реабилитационным потенциалом, по которым освидетельствование проводится на дому или по документам. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма человека на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Переосвидетельствование инвалида (ребенка-инвалида) может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 'О порядке и условиях признания лица инвалидом' признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. С 1 июля 2022 г. частично вступает в силу новое Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 'О признании лица инвалидом'. Постановлением закрепляются формы проведения медико-социальной экспертизы для признания гражданина инвалидом - она может проводиться заочно, очно (в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения) и дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий. Устанавливается право гражданина на выбор формы освидетельствования, а также даты и времени проведения очной медико-социальной экспертизы. Документом, в числе прочего, предусмотрена возможность проведения медико-социальной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина, при которой его персональные данные неизвестны сотрудникам бюро, проводящим экспертизу. Внедрение такой практики планируется поэтапно с 1 января 2024 года. Если вы полагаете, что у Вашего ребенка есть основания для установления инвалидности, необходимо обратиться к лечащему врачу в поликлинике, и попросить у него оформить направление на медико-социальную экспертизу формы 088/у-04. В направлении укажут, что ребенок направляется на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности и/или разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА). С 01.01.2022 г. вступил в силу совместный Приказ Минтруда России N 27н, Минздрава России N 36н от 01.02.2021 'Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией и порядка ее заполнения'. Актуализированы ранее существующие положения и введены новые, касающиеся нуждаемости гражданина в первичном протезировании, целей направления на МСЭ, даты заполнения направления на МСЭ медицинской организацией, реабилитационных мероприятий, жалоб гражданина на состояние его здоровья. Врач попросит вас пройти ряд обследований, сдать определенные анализы, и выдаст направления на них. После того, как будет собран полный анамнез, проведены обследования, врач заполнит направление на МСЭ, врачебная комиссия его подпишет, и поликлиникой самостоятельно весь пакет документов будет направлен в бюро медико-социальной экспертизы. После получения документов с вами свяжется сотрудник бюро МСЭ, и назначит дату и время проведения экспертизы. Перечень необходимых обследований утвержден Приказом Минтруда России N 402н, Минздрава России N 631н от 10.06.2021. В частности, в перечень обследований, необходимых для проведения медико-социальной экспертизы гражданам в возрасте до 18 лет, включены обследования при таких заболеваниях, как туберкулез, ВИЧ-инфекция, новообразования, доброкачественные образования, нарушения обмена аминокислот, жирных кислот, меди (болезнь Вильсона), мукополисахаридозы; нарушения функции эндокринных желез, ретинопатия недоношенных, врожденные аномалии и пороки развития глаза, уха, лица и шеи, врожденные аномалии развития нервной системы, болезни нервно-мышечного синапса, демиелинизирующие болезни центральной нервной системы, системные атрофии, поражающие преимущественно нервную систему, и некоторые другие заболевания. При врожденных аномалиях (пороках развития) и деформациях костно-мышечной системы необходимы следующие исследования: прием (осмотр, консультация) врача-детского хирурга первичный (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней - при повторном направлении), рентгеноденситометрия - при остеопорозе и остеопении (действительно 1 год); рентгенография пораженной части костного скелета (действительно 180 календарных дней при первичном направлении, 1 год - при повторном направлении), магнитно-резонансная томография позвоночника (один отдел) в случаях необходимости верификации изменений, выявленных при рентгенографии (действительно 180 календарных дней при первичном направлении, 1 год - при повторном направлении); прием (осмотр, консультация) врача-детского эндокринолога первичный (действительно 90 календарных дней при первичном направлении, 120 календарных дней - при повторном направлении) при остеопорозе. При направлении на МСЭ у вас обязательно должно быть заключение ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, если ребенок получает или планирует получать дошкольное или школьное образование. Без этого заключения невозможно поставить в ИПРА отметку «нуждается» в специальных условиях получения образования. Заключение выдается на ступень образования – дошкольное, с трех лет; начальное школьное, среднее, и государственная итоговая аттестация. Если ребенок уже обучается, и вы ранее получали заключение ПМПК, достаточно представить его копию (оригинал должен храниться в образовательном учреждении). В направление на МСЭ формы 088/у-04 вносятся все данные о диагнозах, динамике состояния здоровья, исследованиях, анализах, госпитализациях, рекомендациях технических средств реабилитации, изделий медицинского назначения. Вы можете получить копию направления на руки, написав заявление на имя главного врача поликлиники с просьбой об его выдаче. Это поможет вам убедиться, что направление заполнено верно. Либо, при наличии электронной карты, увидеть его там. Ответственность за качество оформления формы N 088/у, соблюдение полноты перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, возлагается на председателя врачебной комиссии, выдавшей направление. Однако имейте ввиду, что врач может отказать в выдаче направления, если не увидит оснований для установления инвалидности. В случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в вышестоящий орган здравоохранения, территориальное отделение Росздравнадзора, и территориальное отделение фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Датой установления инвалидности является дата поступления документов в бюро МСЭ. Освидетельствование проводится на основании классификаций и критериев, установленных Приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н 'О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы'. Классификации определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии определяют основания установления групп инвалидности (категории 'ребенок-инвалид'). К основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся: а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений); б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования); в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль); г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений); д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем; е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела). Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены: 1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц; б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом: 1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения: 1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств; 2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц; г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации: 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу; 2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц; д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм: 1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции; 2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц; 3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц; е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни: 1 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии; 2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии; 3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии; ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы: 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации; 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств; 3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала. Решение главного бюро обжалуется в Федеральное бюро, решение Федерального бюро в суд. Обжалование в суде крайне редко приводит к положительному результату. Это связано с тем, что суд назначает судебную медико-социальную экспертизу в Федеральном бюро МСЭ, так как лицензия на их производство есть только там. Помимо того, что вам придется оплатить эту экспертизу, ее решение вряд ли будет отличаться от вынесенного ранее. Обжаловать можно как полностью все решение (об отказе в установлении инвалидности и в разработке ИПРА), так и в любой его части: срока установления инвалидности, отказе внесения ТСР в ИПРА, сроков внесения ТСР… Пересматриваться будет только та часть решения, которая обжалуется. Если отказ в установлении инвалидности связан с некачественной подготовкой поликлиникой документов для МСЭ (не полный комплекс исследований, некачественное заполнение документов, не верно определенный направляющий диагноз…), более продуктивным будет повторный сбор всех документов и повторное обращение в бюро МСЭ. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, составляется программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом. В случае получения отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования либо неподписания согласия на дополнительное обследование, предусмотренное программой дополнительного обследования, решение о признании гражданина инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом принимается бюро (главным бюро, Федеральным бюро) на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина. При этом решение вероятно будет отрицательным, так как для положительного не хватает информации, представленной поликлиникой, либо она носит противоречивый характер, и не позволяет вынести однозначного решения. Поэтому целесообразно соглашаться на проведение дополнительного обследования. После получения результатов дополнительного обследования простым голосованием принимается решение об установлении категории «ребенок-инвалид» или отказе в признании инвалидом. По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) на бумажном носителе, в день подачи указанного заявления ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копия акта медико-социальной экспертизы, копия протокола проведения медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Если вы планируете обжаловать решение бюро МСЭ, необходимо получить эти документы. Так как они позволят понять, на каком основании было принято решение, и дадут возможность аргументированно его обжаловать. Сведения о результатах медико-социальной экспертизы представляются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в Пенсионный фонд Российской Федерации для размещения в федеральном реестре инвалидов. Выписка из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в части обеспечения техническими средствами реабилитации, предоставляемыми ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, направляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в течение 3 рабочих дней в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Фонд социального страхования Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с соглашением, заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам.