Развития мелкой моторики и ее роль в развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Инструктор по труду Ойболатова Динара провела занятие, с особыми детишками, на развитие мелкой моторики рук.
Учитывая особенности психической деятельности и поведения воспитанников 3 группы, в своей коррекционно-развивающей работе одним из важных направлений я выделила двигательный компонент, развитие моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для наших воспитанников живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны, так как если нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений.
Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих с кожи, мышц. У воспитанников нашей группы отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
- скованностью движений и замедленным их темпом;
- неловкостью, угловатостью;
- отсутствием гибкости и плавности;
- недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
- отсутствием направленности на результат;
- нарушением координации движений;
- гиперкинезией, синкинезией, тремором.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребѐнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путем на базе развития общей моторики человека. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Таким образом, если у ребѐнка развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия соответствуют возрастной норме, то они качественнее и быстрее овладевают навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения: лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта! Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев!
ОППП