Рубрика- ответы на вопросы. Почему важно проводить раннюю нейропсихологическую диагностику?
С самого рождения малыш поэтапно набирает определённые навыки – значит, у него закладываются предпосылки к формированию высших психических функций (ВПФ).
Приведём классический пример: если ребёнок не ползал, у него будет «2» по геометрии. О том, откуда возникло это утверждение и как связаны ползание и геометрия, рассказала нейропсихолог, логопед-дефектолог, к.пс.н. Покровская Светлана Викторовна:
Поэтому, когда классическая нейропсихологическая диaгностика и коррекция начинают эффективно рaботать (3,5 – 4 года), важная задача – продиагностировать «базу» и найти те отклонения, которые идут от нормативного вектора. Мы анализируем сенситивные периоды (когда функция наиболее чувствительна к любым воздействиям извне – как положительным, так и отрицательным), чтобы понять, являются отклонения патологизированными или компенсирующими, когда ребёнок пытается осуществить деятельность теми возможностями, которые у него есть.
Например, малыш начал вставать на носочки. Когда родители соберутся к неврологу, ребёнок встаёт на полную стопу и симптом уходит, но возвращается позже. Если у малыша нет нарушений развития моторной сферы, этот симптом часто бывает компенсаторным и естeственным для ростового скачка ребёнка.
Поэтому в диагностике необходимо соединить 2 подхода:
? нейропсихологический подход с классической диагностикой. Его применяют, когда ребёнок может произвольно воспринимать окружающий мир и управлять движениями;
? подход, дающий возможность увидеть базовые предпосылки развития до 3 лет или рaботать с детьми, которым недоступна классическая коррекция.
Задача комплексной диaгностики – использовать разные методы, оценить разный потенциал на разных возрастных этапах, увидеть более ранние этапы развития.
Нейропсихологическая диaгностика выявляет, какая мозговая зона рaботает непродуктивно. Когда мы рaботаем с ребёнком от 0 до 3 лет, объектом внимания будут 3 вектора развития:

Как «работает» нейропсихологическая диагностика с детьми до 3 лет? Почему в 2-3 года умение ребёнка отличать холодное от тёплого не является показательным? Ответ – в коротком фрагменте со Светланой Викторовной:
Дополнительные инструменты
1) Диагностика эффективности деятельности (деятельностный подход). Смотрите короткое видео, чтобы узнать, как применять этот подход в работе с детьми раннего возраста:
2) оценка эффективности сенситивного периода. На примере развития речи Светлана Викторовна показала важность этого инструмента в работе любого специалиста:
3) оценка эффективности социальных условий развития:

4) оценка соответствия функциональных возможностей ребёнка вектору нормативного развития. Рассмотрим их на примере двигательного развития:

Каждый из этих дополнительных инструментов может быть единственным для диагностики из-за ограниченных возможностей ребёнка.