Советы психолога. Бывает, родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается писать в горшок. Что делать?
Бывает, родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается писать в горшок. Важно помнить, что есть определенные нормы для количества мочеиспусканий в день:
- для детей от года до 3 лет — 10-12 раз в сутки,
- от 3 до 5 лет — 6-8 раз в сутки.
Нельзя, чтобы ребенок долго терпел, так как у него формируется привычка. В результате он может перестать чувствовать, когда ему нужно в туалет. Также могут возникнуть различные проблемы со здоровьем. Например, инфекция мочевыводящих путей, растяжение мочевого пузыря и т. д.
Перечислим возможные причины,
Перечислим возможные причины, из-за которых малыш терпит, вместо того, чтобы сходить на горшок.
1. Медицинские проблемы. Убедитесь, что мочеиспускание не вызывает болезненных ощущений у ребенка.
2. Ребенок еще не готов к горшку. Возможно, стоит временно вернуться к подгузникам и отложить обучение на месяц. Это поможет избежать возникновения у ребенка невроза в этой сфере.
3. Неудобная форма горшка или он неустойчивый. Ребенку некомфортно на нем сидеть, что создает психологический дискомфорт. Не всем подходит музыкальный горшок, так как его звук может отрицательно воздействовать на процесс мочеиспускания.
4. Негативное подкрепление. Если вдруг ребенок описался, родители его ругают. А когда сажают на горшок, малыш начинает с неприязнью относиться к этому процессу, испытывает чувство стыда и старается ходить в туалет как можно реже.
5. Слишком сильное эмоциональное давление или попытки принудительно усадить ребенка на горшок. Когда в семье все напряжены из-за того, сходил малыш на горшок или нет, это сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. В результате ребенок хочет снять с себя такую ответственность и старается обходить стороной предмет, от которого так много проблем.
Если ребенок ходит по-маленькому, но не ходит по-большому
Перечислим возможные причины.
1. Малыш еще не дорос до горшка по физиологическим или эмоциональным параметрам. Нужно отложить этот вопрос на некоторое время.
2. Наличие психологических страхов. Возможно, неправильное поведение родителей в момент первого знакомства с горшком или фантазии ребенка приводят к тому, что он не может расслабить мышцы именно на горшке. Проконсультируйтесь с психологом. Может быть, он порекомендует сказкотерапию или другие методы, чтобы нивелировать эту проблему.
Научиться ходить на горшок по-большому для ребенка сложнее, чем по-маленькому.
Что можно сделать:
- пусть ребенок какает в подгузник, но только в ванной;
- через неделю пусть садится в подгузнике на горшок;
- затем можно вырезать отверстие в подгузнике и надеть его перед туалетом. Так ребенок будет чувствовать безопасность, ведь его привычная «одежда» на месте.
- через неделю можно попробовать уже надеть трусики.
Если ребенок ходит по-большому, но не ходит по-маленькому
Эта ситуация нетипична и встречается редко. Если ваш ребенок ведет себя именно так, стоит обратиться к специалисту.
Если ребенок ходил на горшок, а потом перестал
Такой регресс может произойти в ряде случаев.
- Под воздействием стресса: болезнь ребенка, появление в семье брата или сестры, переезд, новое место для сна.
- Из-за запора. Неприятные ощущения ассоциируются у малыша с горшком.
- Возможно, ребенок не до конца был приучен к горшку. Он это делал не самостоятельно и еще не осознавал связь: он хочет в туалет, поэтому идет на горшок. В результате с ребенком часто происходят «аварии», когда его уже переодели в трусики. Поэтому он хочет вернуться к подгузникам.
У родителей есть установка еще от бабушек: «Ребенок в год уже должен ходить на горшок. Никаких подгузников!». Такой подход часто приводит к развитию функционального запора. Мама начинает под давлением бабушек и родственников приучать ребенка к горшку раньше срока. Ребенок может получить однократную болезненную дефекацию. После этого у него горшок ассоциируется с болезненными ощущениями, и он, конечно, больше не хочет к нему подходить. В результате ребенок прячется, какает стоя, за шторками, за диваном, чтобы его не видели, чтобы его не мучили.
Что нужно сделать родителям, чтобы процесс приучения прошел гладко?
1. Пройти тест. Он даст понимание, готов ли эмоционально ребенок к горшку.
На каждый из простых вопросов дайте ответ: ДА или НЕТ.
- Вашему малышу уже исполнилось 18 месяцев?
- Ребенок может уверенно садиться, вставать и ходить сам?
- Замечали ли вы его недовольство мокрым подгузником или штанишками?
- Ваш ребенок пробует повторять какие-либо действия за вами?
- Малыш понимает смысл обращенной к нему речи?
Результат: чем больше ваших ДА, тем вероятнее, что малыш готов к сознательному пользованию горшком.
2. Когда будете покупать горшок, обязательно возьмите ребенка с собой и позвольте ему сделать выбор самостоятельно. Нужно, чтобы он ему нравился и вызывал положительные эмоции. Это лайфхак от моих пациентов.
3. Сажать на горшок в максимально игровой форме. Покажите, как сидит на горшке кукла и любимая игрушка ребенка.
4. Обязательно поощряйте все удачи ребенка, когда ему удалось применить горшок по назначению. Ни в коем случае не фиксируйте его внимание на неудачах, если вдруг малыш пописал или покакал в штаны. Это вообще запрещено! Очень важно всегда взаимодействовать с ребенком на позитивном подкреплении.
5. Читать книги про какашки. Я всегда рекомендую читать их перед тем, как ребенок начинает ходить на горшок. Посоветую следующие книги:
- «Барашек Бяша идет на горшок», Е. Ульева
- «Наш котенок — умничка. Книжка-игрушка», Н. Моргунова
- «Ходим на горшок», Г. Меламед
- «Что в твоем подгузнике? Я иду на горшок», Г. Генехтен
- «Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (есть и для девочек), Х. Говарт
6. Нельзя приучать ребенка к горшку, если у него есть признаки функционального запора: сдерживание дефекации, болезненная дефекация, дефекация стоя, сухие «козьи» какашки, эпизоды алой крови в дефекациях, что свидетельствует о появлении трещин слизистой прямой кишки. Функциональный запор развивается из-за многих факторов. Например, это может быть этап введения прикорма или отлучения от груди.
Признаки готовности к туалетному обучению ребенка:
● ребенок остается сухим около 2 часов подряд в течение дня;
● может сидеть и самостоятельно ходить;
● понимает слова, которые обозначают процессы физиологических отправлений («писать», «какать») и использует их;
● знает для чего нужны горшок и унитаз, умеет подражать взрослому, хочет показать свою независимость;
● говорит фразами (из двух слов и более);
● способен жестами или словами сигнализировать о потребности сходить в туалет;
● может или пытается самостоятельно снимать подгузники при попытке воспользоваться горшком .